Хильд из Вильнюса (hild_0) wrote,
Хильд из Вильнюса
hild_0

  • Mood:
Перечитываю я тут в очередной раз «ДревнююРусь и Великую Степь» Гумилева, ищу аргументы для нашего с братом спора – и натыкаюсь на такой момент – там приводится некий очень любопытный древний текст,


1. Бог, который сотворил мир, - личность, но отнюдь не Абсолют. (Использованный термин является обобщением Плеромы гностиков, Праджни махаянистов и Стихии Света манихеев. Следовательно, автор текста – противник этих трех доктрин, что позволяет определить очень приблизительную дату создания трактата – с III по XVIв.)
2. Бог, создав пространство вне себя, ограничил себя, ибо Сам находится вне созданного Им пространства. Следовательно, Он не вездесущ.
3. Создав время, явление самостоятельное, Бог ограничил себя, ибо Он не может сделать бывшее небывшим. Следовательно, Он не всемогущ.
4. Создав души, наделенные свободной волей, Бог не может предугадывать их поступки, иначе воля была бы несвободной. Следовательно, Он не всеведущ.
5. Это так, потому что Он добр, ибо если бы он был вездесущ, то Он был бы и во зле, и в грехе, а этого нет.
6. Это так, потому что Он милостив, ибо если бы он был всемогущ и не исправил бы зла мира сего, то это было бы не сострадание, а лицемерье.
7. Это так, потому что если бы Он был всеведущ, то знал бы злые помыслы людей, готовых сознательно совершить грех, а люди не могли бы избежать греха и поступить иначе, дабы не нарушить волю Его. Но тогда за все деяния должен отвечать Он, а не люди, которые всего лишь исполнители.
8. Бог добр, значит, мир, Им сотворенный, благ. И чередование рождения и смерти – не зло, а благо. Вечная душа (атман) преображается, забыв обиды и горе, перенесенные ею в предыдущей жизни. Цепь перерождений непрерывна. Но откуда тогда возникает зло?
9. Если Бог неповинен в зле мира сего, то источник зла – Сатана. Но если Сатана сотворен Богом, то вина за его дела – на Боге. Так как этого не может быть (это противоречит первому принципу), то значит, Сатана – порождение небытия и сам – небытие (шуньята)
10. Сатана действует, значит, небытие может стать активным. Небытие облекает частицы Света (фотоны) и влияет на свободную волю людей через ложь, через необратимость времени и через разрывы в пространстве. Зло приходит в мир из небытия, и горе тем, через кого оно приходит.
11. Те люди, животные, демоны*, которые свободным волеизъявлением принимали обольщения Сатаны, превращались в нежить и теряли высшие блага: смерть и воскресенье; ибо тот, кто не живет, не может ни умереть, ни воскреснуть.
12. Бог-создатель (может быть, Ади-Будда или Брахма) спасает людей по их молитве тем, что дает им силу преодолеть зло и страдания, чем вытесняет Сатану «во тьму внешнюю» (по отношению к материальному миру). Славьте имя его. (с.625-626)


а к нему, среди прочего, такое примечание:
*В древности люди не считали себя «венцом творения» и «царями природы». Предполагалось,что они занимают промежуточное положение, а выше и ниже их есть существа, которых они называли «демоны». Существа на порядок нииже ныне обнаружены – это микроорганизмы и вирусы. Те, которые на порядок выше, не открыты и потому считаются несушествующеми.сведения о них присутствуют только в фольклоре и фантастической литературе.


Он пишет об этом так, будто… нет, не говорю, что верит, но вполне допускает возможность существование…ну, вы понимаете… или моя крыша опять уехала куда-то не туда?

Л.Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая Степь» М 2001. С. 638
Примечание к главе «Эмпирическое обобщение»
Tags: Книжное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments