Хильд из Вильнюса (hild_0) wrote,
Хильд из Вильнюса
hild_0

Categories:

Наконец-то посмотрела-и-записала "Фауста"

Здесь будут впечатления от премьеры и апрельского спектакля, вместе. Любелия, большое спасибо за видео!

Очень хорошо подобрана музыка. Вообще, у "Блистательной кибитки" с музыкой очень хорошо.
Голоса вначале – сначала кажется, что они звучат извне, потом становится понятно, что нет, они у героя в голове – и становится действительно жутко.
А герою, похоже, ничего, даже нравится.
Вначале Фауст производит впечатление человека очень искреннего, порывистого, неглупого – и, кажется, несколько безумного, в смысле, больного на голову. Ему действительно важно все то, о чем он говорит – наука, желание помочь людям. Невозможность познать все с помощью разума воспринимает как свою личную беду – возможно, это и сводит его с ума(?) И Бог не зря говорит «он служит Мне» - человек, видимо, немало сделал для науки, для людей, и ему это важно – или было важно? Разочарование, гордыня.
Когда говорит о колоколах, которые когда-то вернули его к жизни, о детской вере словно бы ненадолго теплеет, оттаивает.
К церкви явно какие-то претензии у него.
Впрочем, у него, кажется, ко всему миру (или ко всей своей жизни) какие-то претензии.
Очень - человек. Хочется сказать "был, пока не связался с нечистой силой". Его сомнения, метания по-человечески понятны, вызывают сочувствие, а взгляды так местами и уважения. Поначалу.
Сцены со свечами прекрасны.

Сцена с Мефистофелем – Фауст явно понимает, с чем имеет дело, ему страшно – Мефистофель действительно стремный, Кариссиме всяческий респект. Стремный, желчный, ироничный – и какой-то... не знаю, сломленный? Как будто он знает, что проиграет, не с конкретным Фаустом, но вообще – а куражится то ли по привычке, то ли потому что больше ему делать-то и нечего.
И в этом "так человечно думать и о черте" - жалость. К нему (и он это понимает). В первом спектакле он местами очарователен, здесь скорее страшен - даже, когда пытается казаться милым.
Ловит Фауста на том, что тот якобы поймал – черта. Пентаграмма держит, ага.
В загробную жизнь он не то, чтобы не верит, а оно ему не интересно. Или он так думает.
Вообще, кажется, хочет всего и сразу, одновременно, желания меняются – то он Библию переводит и ищет слово, которое бы наиболее точно передавало смысл – и отвечало ЕГО взглядам, то развлекается алхимией, то мечтает о страстях, счастье, удовольствиях...
То ли сам не знает, чего хочет (всего и сразу), то ли и правда болен на голову. МДП?
Лемуры страшненькие. Вроде бы и разумные чуть-чуть – и явно не люди и не звери.
Ведьма хороша! Кажется, начальство с хвостом и копытами нравилось ей едва ли не больше – впрочем, она рада видеть его в любом наряде.

Cтарик с пивом очень хорош - и поселяне славные. Таким вот небольшим штрихом - показать, что мир прекрасен, люди его любят, рады ему и благодарны, уважают, помнят - чего тебе еще? Понятно, что этого может быть мало и не то, и уважение поселян - не совсем то, чего бы ему хотелось, но это есть и оно реально, то, что он делал, можно продолжать в таком же духе и это будет правильно... Но, кажется, ни их уважение, ни сами эти люди его не интересуют. Как бы даже и не совсем для него реальны(?)

С Маргаритой то же желание «всего и сразу» - Мефистофель, кажется, искренне недоумевает – зачем? Ведь так же неинтересно! Фауст только отмахивается, со всем своим пылом отдаваясь новой страсти. То – библию перевести, то – девушку поиметь. Вот эту, которая мимо проходила.
А вот тут – хрен тебе, дорогой товарищ, «у меня над нею власти нет». Маргарита очень славная, замечательная девушка, умная, добрая и очень цельная. Очень правильная, хорошая – и эта ее правильность естественная, от Бога, не от разума. Не потому, что за это будет в раю плюшка, а в противном случае в аду кочерга – такое мог бы принять Фауст, если бы ему было интересно. Действие – результат, очередной закон природы, вода кипит при ста градусах, за хорошее поведение награда, за грехи кара – вроде того. А тут – от сердца, совершенно искренне. Как солнце светит, как река течет, как вода утоляет жажду. С искренним изумлением - а что, разве возможно как-нибудь иначе? Что им еще делать – то, воде, солнцу? Не зря она чувствует – что-то здесь не так, душно, странно... и, говоря, что, «здесь нет греха большого» - словно бы ощущает, чувствует – знать ей неоткуда - что какой-то грех все же есть. Может, не в том, чтобы полюбоваться украшениями, а в источнике этого богатства.
Сули, оказыавется, очень здорово поет.
Сцена в храме очень хороша. Лизхен такая замечательно вредная!

Марта прекрасна! А-а, ее муж – бобер! А сама она, надо полагать, бобриха - привет сериалу «Гримм» и «типологии нелюдей».
Так упорно окручивает Мефистофеля, что бедному черту, кажется, слегка не по себе.
А вот то, что Фауст, по-видимому, легко и не задумываясь соглашается лжесвидетельствовать – это уже такой звоночек, на мой взгляд. То ли готов на все, чтобы добиться своего, то ли уже влияние.
Вообще интересно – вот, он влюбился, вроде как, даже искренне. Во всяком случае восхищается он ею совершенно искренне, от всей души. Вот он соблазняет любимую (?) девушку – интересно, он понимает, что очень легко может испортить ей жизнь – или он вообще в этот момент думает не головой?
...а всем пылом своей страстной души, да. Что обладать самой-самой замечательной девушкой, это примерно как библию переводить, или зелья в колбе смешивать. И дальнейшая судьба той девушки волнует его немногим больше – точнее, он просто не думает. Не берет в голову, «как она будет жить дальше». А для «как долго это продлится» и «что я намерен делать потом» в этой голове, кажется, полочек вообще не отведено.

Разговор о Боге совершенно прекрасен. Неожиданно оказывается, что Маргарита не так себе простушка – она очень умная девушка. Не глупее Фауста – если кто еще сомневался. Она все совершенно правильно понимает, и способна из заумный философствований его речей выделить главное: что «свет Христов тебя затронул очень мало», и с другом твоим тоже что-то очень сильно не так.
А сам Фауст? Не то, чтобы он не верил, или его смущали какие-то конкретные моменты – то есть такие наверняка есть, но ощущение такое, что дело в том, что он боится – или скорее даже стесняется верить. Ну, несолидно такому ученому мужу, он же не простушка Маргарита – ей можно, она университетов не кончала и кроме библии, может быть, и книг особо не видела. Что-то из разряда милых девичьих глупостей. Как можно говорить: «я верю», кто может о себе такое сказать?! А Маргарита слушает и не понимает, а в чем проблема-то?
Замечательная Маргарита, не только мудрее, но и, как минимум, не глупее Фауста.
А как она молится!
Молодой Валентин прекрасен, особенно в первом спектакле. Во втором - вначале не очень понятно, насколько его беспокоит судьба сестры, насколько собственная репутация, и только потом понимаешь, что все это, кажется, нераздельно. Искренний и цельный - как сестра.
Премьера, перекрестился перед поединком - очень естественный жест.
Генрих Гиз перед часовней*.
Очень любит сестру. Фауст не то, чтобы не любит - не воспринимает всерьез. Ему не важно, что она думает и чувствует, он любит, кажется, свою любовь к ней, образ идеальной девушки, который живет у него в голове вот с ним бы и гулял.
А во втором - Мефистофель как будто нарочно провоцирует его песней – а Фауст кривляется на заднем плане. Не понимает? Потом, кажется, сам потрясен тем, что сделал. Танец с тенью прекрасен. И да, он именно предвидит в последние свои мгновения, не проклинает, а предсказывает, Фред сделал это – голосом, интонацией, прикосновениями, не знаю, чем-то еще.
Босая Маргарита офигенна. Кажется, именно смерть брата сводит ее с ума.
Сцена в темнице – Фаусту ее действительно жаль, он хочет ее спасти, она ему по-своему дорога, а вот ее слова о вине, любви, погубленной жизни и прочем воспринимает, кажется, как что-то неважное. Мать умерла по ее вине, ребенок – он не пытается ее утешить, найти нужные слова, не говорит, что Бог все простит, или поговорим об этом позже, просто – неважно. Она как человек ему не очень важна, что ли?
И да, эта Маргарита не убивала ребенка, это просто – ну, видно, что ли. Разве что по совсем уж крайней нужде, если нечего есть и нечем кормить... или младенец умер – а она видит это так.
Говорила с Сули – родился мертвым.
И еще, если вначале Маргарита - совсем юная девушка, то в этой сцене - взрослая.
Сцена Божьего суда прекрасна. Такое сострадание на Змеином лице...
Наглый, самоуверенный Мефистофель - и одно слово из уст ЗмееБога, выравнивающее нить узора.

В следующей сцене он упоминает о ней, как о милом воспоминание, да, чудесная была девушка... он не понимает, или ему все равно?
Старики прекрасны! Очень милые, славные - и их гость тоже приятный человек. А еще - стражник. Молодой, симпатичный, несколько наивный.
А для Фауста - как бы не совсем живые люди, а препятствие его планам. Досадная помеха. Нет, он человек хороший, он все им возместит, всех сделает счастливыми, как он это считает правильным, только получается по-иному. Какие средства, такой, и результат - ну и в некотором смысле знак, что, если не видеть в других людях - людей, живых и реальных, то ничего хорошего из этого не выйдет.
...А это очень распространенная штука, особенно здесь и сейчас.
И вот этот момент показан очень четко, и за него "Кибитке" отдельный респект.

Когда Фауст говорит про каланчу и прочее, про возмещение тем, кто уже погиб по его прихоти – приходит ощущение, что со всеми его задумками в последнее время получалось примерно то же – и с Гретхен, и тут. Хотел как лучше, получалась фигня какая-то – потому что с таким помощником иначе не бывает. Кажется, он это осознает... нет, все-таки похоже, что нет.
И финал – открытый. А других вариантов, в общем, не видно. Но присутствие Бога как-то утешает.

*В последний день своей жизни, идя к королю, который уже готовил его убийство, Гиз проходил мимо дворцовой часовни - и хотел зайти помолиться. Но часовня оказалась заперта, тогда он просто остановился и прочел молитву. Когда-то меня этот момент очень впечатлил.
Увидел церковь - зашел помолиться, нормальная такая, естественная реакция. А тут, перед сражением с нечистой силой (пусть даже герой этого пока не знает, только догадывается) - очень здорово подходило!
Tags: ...к свету правды Твоей, ...к свету правды твоей, друзья, прекрасное, театр
Subscribe

  • (no subject)

    В ноябре, когда только-только начали зажигаться рождественский фонарики мои прекрасные друзья ezhiuke и nastennnnnnnka

  • Адвент!

    Всем, всем, кто обменивается с друзьями адвент-подарками, всем, кому адвент-календари так или иначе помогают дождаться Праздника и светлых дней -…

  • (no subject)

    ...Спасибо. Если бы не этот человек, у меня не было бы большинства тех прекрасных не-людей и людей, которые радуют меня самим фактом своего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments